При формировании учетной политики на 2024 необходимо учитывать положения федеральных
стандартов, а также изменения во все Инструкции по учету. Отдельно следует рассмотреть требования к
организации электронного документооборота и его расширение в 2024 году, в том числе, при
централизации учета. По результатам семинара предоставляется образец учетной политики для
бюджетных (автономных) и казенных учреждений.
1. Место и роль учетной политики в регулировании учета в учреждениях
1.1. Нормативно-правовая база формирования учетной политики государственного (муниципального)
учреждения: требования Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и СГС
«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
1.2. Организационный и методический раздел учетной политики учреждения; требования к составу и структуре
учетной политики
1.3. СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Общие подходы к формированию и утверждению
учетной политики учреждения
1.4. Особенности формирования учетной политики в случае, если учреждение обслуживается в
централизованной бухгалтерии
2. Обязательные требования к составу учетной политики
2.1. Первичные (сводные) учетные документы и учетные регистры, в том числе электронные – порядок
составления и принятия к учету. Порядок хранения документов. Особенности электронного
бухгалтерского документооборота, в том числе, в случае ведения учета централизованными
бухгалтериями
2.2. Оформление графика документооборота (в том числе при ведении учета централизованной
бухгалтерией)
2.3. Порядок формирования рабочего плана счетов в учетной политике
2.4. Оценка имущества и обязательств. Определение справедливой стоимости для различных активов и
обязательств в соответствии с Федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и
отчетности организаций государственного сектора»
2.5. Инвентаризация – порядок проведения и отражения результатов. Требования СГС «Обесценение активов»
при проведении годовой инвентаризации. Отражение в учетной политике работы с дебиторской и
кредиторской задолженностью и порядок их списания по результатам инвентаризации. Роль
централизованной бухгалтерии при проведении инвентаризации в обслуживаемых учреждениях
2.6. Порядок организации внутреннего финансового контроля совершаемых фактов хозяйственной
деятельности
2.7. Порядок применения СГС «События после отчетной даты»
3. Формирование методического раздела учетной политики (правила отражения объектов учета
«по существу»)
3.1. Формирование в учетной политике раздела по учету нефинансовых активов с учетом требований
Федеральных стандартов. Расширение роли Комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых
активов: оценка справедливой стоимости активов, порядок определения состава основных средств и
материальных запасов. Особенности применения СГС «Нематериальные активы». Порядок работы
Комиссии в случае обслуживания в централизованной бухгалтерии
3.2. Особенности учета объектов аренды на счетах 10100 и 11100. Стоимостная оценка объектов,
полученных (переданных) в безвозмездное пользование. Требования СГС «Аренда»
3.3. Порядок формирования себестоимости работ, услуг в зависимости от отраслевой специфики
учреждения и СГС «Запасы». Формирование методики калькулирования себестоимости в соответствии с
нормативными затратами, порядок применения счетов 10900
3.4. Отражение порядка учета безналичных и наличных денежных средств. Особенности учета наличных
денежных средств и денежных документов.
3.5. Порядок расчетов с подотчетными лицами в учреждении. Особенности отражения командировочных
расходов в учетной политике; положение о служебных командировках. Порядок оформления расчетов
с подотчетными лицами в случае обслуживания в централизованной бухгалтерии
3.6. Отдельные вопросы по учету финансовых активов в соответствии с СГС «Финансовые инструменты»
3.7. Порядок детализации доходов и расходов в соответствии с СГС «Доходы». Определение дат признания
отдельных видов доходов в бюджетном (бухгалтерском) учете
3.8. Порядок резервирования предстоящих расходов с учетом требований СГС «Резервы» и СГС «Выплаты
персоналу»
3.9. Порядок санкционирования расходов в соответствии с перечнем документов и требованиям финансовых
органов. Требования СГС «Бюджетная информация в отчетности»
3.10. Особенности учета и оценки имущества на отдельных забалансовых счетах
4. Особенности внесения изменений в учетную политику
4.1. Что считать и что не считать изменением учетной политики
4.2. Порядок внесения изменений в учетную политику: согласование и утверждение
4.3. Ретроспективное и перспективное применение измененной учетной политики
ОТВЕТЫ на ВОПРОСЫ
Лектор: ОПАЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ эксперт по бюджетному учету, член Комитета
ИПБР по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях, аудитор. Автор книг и статей по тематике
бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях, г. Москва.
ВЫДАЕТСЯ: Сборник последних нормативных документов, методические материалы и шаблон УП