Нематериальные активы в виде собственных разработок или прав пользования (приобретенных
лицензий) имеются во всех учреждениях госсектора. Регламентированные требования к
бухгалтерскому учету и документообороту для объектов интеллектуальной деятельности были
обновлены в связи с вступлением в силу СГС «Нематериальные активы». Сложности вызывают
отдельные прикладные вопросы учета:
Классификация и отличие объектов исключительных прав (счет 10200) и прав пользования
НМА (счет 11160)
Операции с нематериальными активами и правами пользования (продление, обслуживание,
модернизация, списание и др.).
Такие вопросы от поступления до выбытия будут рассмотрены на семинаре на практических
примерах.
1. Понятие и особенности классификации нематериальных активов
1.1. Обзор положений Части IV ГК РФ в отношении охраняемых результатов интеллектуальной
деятельности и их применение для учета НМА в учреждениях
1.2. Понятие нематериального актива в бюджетном учете, критерии признания и классификация
объектов НМА
1.3. Правила обособления объектов нематериальных активов (счет 10200) и прав пользования НМА
(счет 11160) в зависимости от объема предоставленных учреждению прав
1.4. Группировка нематериальных активов: НМА с определенным и неопределенным сроком
полезного использования
1.5. Применение требований Минфина России к учету отдельных объектов: сайта учреждения,
лицензионных договоров, авторских прав (для учреждений культуры), неисключительных и
исключительных лицензий и т.п.
1.6. Особенности определения инвентарных объектов НМА и прав пользования; возможности
группового учета
1.7. Документальное оформление операций с НМА и правами пользования НМА; применение
электронных первичных документов Приказа Минфина России от 15.04.2021 № 61н
2. Порядок принятия к учету нематериальных активов
2.1. Приобретение НМА и прав пользования: отличия и особенности оценки при принятии к учету
по результатам обменных операций
2.2. Принятие к учету охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, созданных
собственными силами учреждения: сайты, исследования, патенты; оценка стоимости и роль
Комиссии по поступлению и выбытию активов
2.3. Принятие к учету НМА и прав пользования в случае их получения от других учреждений
госсектора: особенности применения бюджетной классификации (КД 19Х)
2.4. Прочие поступления, в том числе по результатам инвентаризации
3. Особенности учета НМА и прав пользования до их выбытия
3.1. Правила начисления амортизации на объекты НМА с определенным и неопределенным сроком
полезного использования; особенности начисления амортизации прав пользования НМА
3.2. Расходы, связанные с эксплуатацией нематериальных активов: особенности применения
КОСГУ 226 или 225
3.3. Случаи увеличения стоимости НМА после их признания (модернизация сайтов) и изменения
срока действия прав
3.4. Реклассификация НМА: перевод из группы с неопределенным в группу с определенным
сроком полезного использования
3.5. Переоценка НМА при отчуждении не в пользу организаций госсектора
4. Порядок списания нематериальных активов и прав пользования НМА
4.1. Случаи и основания для списания НМА; применение забалансового счета 02
4.2. Прекращение получения экономических выгод (полезного потенциала) как причина списания
НМА и прав пользования
4.3. Списание прав пользования и исключительных прав в связи с истечением срока их действия
4.4. Особенности передачи НМА и прав пользования другим учреждениям: применение КВР 80Х и
КОСГУ 25Х
4.5. Прочие случаи выбытия НМА (продажа, инвентаризация и прочие)
ОТВЕТЫ на ВОПРОСЫ
Лектор: ОПАЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ эксперт по бюджетному учету, член
Комитета ИПБР по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях, аудитор. Автор книг и статей по
тематике бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях, г. Москва.